Аэрофотосъёмка Второй Мировой Войны

Уфа: Снимок Центра города (ж/д вокзал)

Август 30, 2012 · Категория: Обновления 

Отрывок из книги «Тень свастики над Уфой», посвящённой анализу аэрофотоснимков Уфы, размещённых на этом сайте
Евгений и Анна Вайн

    Снимок Центра города Уфы (ж/д вокзал)
    Вторым фрагментом, на котором присутствует подробная расшифровка, является снимок Центра города с ж/д вокзалом.
    У Кальвина на сайте этот снимок называется «Ufa Russia 010» .
    У немцев он озаглавлен «Ufa ZR21». Расшифровка на нём сделана прямо поверх изображения, а реквизиты проставлены в верхней части снимка (все надписи сделаны белым цветом):
    STABIA (штаб) LW.KDO.OST (отдельное командование Люфтваффе «Ост», находилось в Смоленске)
    Lfd.Nr. (?) 5223
    Film Nr. (Плёнка номер) 2225/42
    Bild Nr: 004 007 (кадры номер 004 и 007)
    Datum: (дата съёмки): 9.9.42
    Staffel (подразделение, производившее съёмку) 1.Ob.d.L. (1-я эскадрилья авиагруппы Ровеля)
    Karte (карта) 1:300 000 Bl. [Blatt Nr.:] I55 (лист)
    /[□] Planquadrat 55 «55 Ost 5543» (квадрат на карте)
    SU (не проставлено, так как на снимке сразу несколько номерных объектов)
    M [Maßstab] (масштаб) etwa (около) 1:13600
    Höhe (высота): 6 800 m
    16246 – число на бумажной бирке, наклеенной на снимок.
    Расшифровка условных обозначений:
    B = Eisenbahhbrücke SU 41 769 Stahlkonstr. auf 5 Pfeilern (железнодорожный мост с 5 опорами), но сам объект на другом кадре!
    C= Hauptbahnhof (главный железнодорожный вокзал) SU 40 76
    1=Güterschuppen (товарные склады)
    2=Loc-Schuppen (депо) поворотное колесо смены локомотивов
    3=Personenbahnhof (пассажирский вокзал)
    Протяжённостью вокзала и порта заинтересовались американцы. На снимке вдоль проведена линия и сделана надпись чёрного цвета на английском языке: «ENLAYGE TO 17«» – 17 дюймов.
    D= Lok= und Waggonausbesserungswerk (Паровозовагоноремонтный завод – ныне ТРЗ)
    vermutlich (предположительно) SU 82397
    E= Hafen mit Getreidespeicher (порт и элеватор)
    F= Tanklager (Naphta-Basis) (нефтебаза, нефтяной порт)
    G= Autofabrik (автозавод)
    H= Garnisonskasernen (казармы гарнизона) – квартал Верхней Торговой площади. Это серьёзная ошибка немецких агентов. На самом деле там казарм не было. В здании гостиного двора была размещена эвакуированная из Серпухова трикотажная фабрика, а в зданиях вокруг – продовольственные склады.
    Оборудование, прибывшее из Запорожского, Гомельского, Изюмского, Станиславского паровозоремонтных заводов, было установлено на Уфимском ПРЗ.
    Объект, обозначенный немцами литерой «G», в квадрате улиц Зенцова, Красина, Аксакова, Революционной (названия этих улиц не менялись с 1939 г.) – был эвакуированный в Уфу из Москвы оборонный завод Наркомата авиационной промышленности №161. Он выпускал тогда топливную аппаратуру для самолётов и танков: насосы и топливные магистрали, искровые свечи зажигания и др. Сейчас он называется УАПО – ОАО Уфимское агрегатное производственное объединение, в советское время – завод «Авангард». Юридический адрес Аксакова 97.
    Снимок Уфимского вокзала сделан не раньше 1936 года, т.к. на переезде через ж/д пути по ул. Дзержинского имеется стрелка и будка стрелочника, отстойный путь назначался для вагонов после ремонта. К этим объектам Пётр Михайлович Рагозин прикладывал руку при их строительстве.
    Вызывает удивление, что немцы обозначили в центре так мало объектов. В Уфе к тому времени было только эвакуированных оборонных предприятий 36 . Не отмечены узлы связи, военные училища, органы власти и многое другое из стратегических объектов.
    Особое внимание хочется уделить трамвайному движению на улице Ленина. Блогер Airat_Fisher на форуме Fisher02.ru удивляется тому, что на снимке не видно трамвайных рельсов напротив Главпочтамта — угол улиц Ленина и Сталина (сейчас Коммунистическая) и предположил на основании этого, что он сделан ранее 1936 года. Потому что первая трамвайная трасса в Уфе была проложена по улице Ленина от здания Почтамта до улицы Пермской, регулярное сообщение по ней началось с 1 февраля 1937 года.
    Мой отец помнит, что в 1943 году было трамвайное кольцо на Верхней Торговой площади, демонтированное вместе с участком путей до ул. Революционной в 1980 году. На снимке в этом месте виден круг, по окружности которого расположена чёрточка около 5 мм. Появление кольцевого разворота объясняется несколькими причинами: перевод этого участка на двухпутное движение, появление модели трамвая без заднего поста управления и увеличение количества вагонов на линии.
    Улица Ленина от ул. Коммунистической до ул. Пушкина на снимке замазана широкой линией белого цвета, определяющей границу предполагаемых немцами казарм. Под ней могут быть скрыты как рельсы, так и сами трамвайные вагоны. Но дальше на улице Ленина после пересечения с ул. Кирова в сторону ул. Достоевского виден тонкий чёрный предмет по длине (10мм) и толщине (1мм), совпадающий со сцепленными (сдвоенными) трамвайными вагонами. Такие же чёрточки видны на улице Революционной на отрезках между ул. Цюрупы и ул. Худайбердина (сейчас ул. Худайбердина не доходит до Революционной), третья чёрточка на отрезке между ул. Брюханова (ныне Пархоменко) и ул. Кустарная. На ул. Ленина около парка Якутова видна короткая чёрточка (4,5 мм), это объясняется тем, что в сторону Вокзала ходили только моторные вагоны «Х» без прицепа «М» из-за крутого уклона. В квадрате ул. Кустарная и ул. Революционная (адрес Революционная 70) видно трамвайное депо №1. В нём можно разглядеть около 13 трамвайных вагонов, большинство из них короткие (4 мм на снимке). Депо 27.01.1962 переоборудовали в троллейбусное депо №1, а 01.09.2007 закрыли и застроили . Ещё одна чёрточка загибается на перекрёстке с ул. Будённого (ныне Мингажева) в сторону ул. 8-го марта. Потом на длинное расстояние следы трамваев теряются, и следующая чёрточка обнаруживается только на ул. Маяковского (ныне проспект Октября) у пересечения с ул. Братьев Кадомцевых (следующий смежный снимок «Старый аэропорт» №16249). Это дальше перекрёстка ул. Маяковского с ул. Бабушкина, где около здания типографии в 1938 году было построено кольцо. Значит, этот трамвай едет по отрезку пути до ЦЭС на Непейцевской горе, или, как её называли, Цесовская гора, куда пути проложили в 1940 году. В 1941 году пути продлили до озера Волок через ул. Шота Руставели – конечная остановка называлась «Протезный завод» (сейчас она называется «Мясокомбинат»). А в 1945 году демонтировали участок по ул. Руставели, в связи со строительством новой ветки по улице Трамвайной от остановки «Мясокомбинат» до нынешней остановки «Улица Трамвайная» по прорубленной просеке через лесной массив нынешних парков Калинина и Матросова. На снимке с моторным заводом этой просеки нет, а в районе Мясокомбината видна чёрточка, похожая на трамвай. Следовательно, судя по наличию трамваев на улицах Уфы, перечисленные снимки могли быть сделаны не ранее декабря 1941 года и не позднее 1945 года.
    В нижнем правом углу снимка помещён циферблат часов, он затемнён – стрелок не видно, и поэтому нельзя определить время съёмки. Но чётко читается код эскадрильи и номер самолёта «CH». Левый нижний угол, где должно было быть изображение счётчика кадров, срезан наискосок. Внизу написан номер и координаты объекта на соседнем снимке – ж/д моста.
    Расположенный северо-восточнее вокзала Речной порт – так называемая Сафроновская пристань, попавший в этот кадр, почему-то не вызвал у немцев особого интереса. На фото отчётливо видны два крупных судна, плывущие по реке, а также 6 крупных и 8 мелких судов, стоящие у причалов.

Предыдущие записи

Обсуждение

Оставить комментарий




XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>