Аэрофотосъёмка Второй Мировой Войны

Уфа. Снимок станции Дёма

Сентябрь 11, 2012 · Категория: Обновления 

13.2. Снимок станции Дёма (Ufa-Dema)
У Джона Кальвина на сайте этот снимок называется «Ufa Russia 005».
Рабочий поселок Дёма вошел в состав г. Уфы в качестве одного из городских районов 6 марта 1944 г.
На этом снимке расшифровка условных обозначений сделана не на самой фотографии, а на белых полях бумаги, к которым снимок приклеен. Архивный номер на бирке приклеен в верхнем правом углу: «16251». В правом углу фото наклеен белый квадратик, на котором от руки написана цифра «22».
Надписи в поле над снимком:
Lw.Fü.(Führungs) Stab (штаб оперативного руководства Люфтваффе) Ic (отдел разведки) Ufa-Dema 16 251
Надписи на правом поле:
SU 40 281 bс (номер объекта)
Kriegsaufnahme (военная съёмка местности): 2225 SG 065 (Lw. Kdo. Ost)
Karte: 1:300 000 Bl. I 55
Flpl. Atlas (воздушный атлас) 1: 00 000 Bl. –
Länge (ostw. Greenw.): 55˚ 53′ 55» (восточной долготы)
Nördl. Breitе: 54˚ 42′ 00» (северной широты)
Mißweisung: +11˚ 49′ (Mitte 1942) (магнитное склонение)
Вдоль правого края границы снимка на полях сверху вниз пропечатано число в рамочке: 3519.
Объект особого внимания на этом снимке обозначен буквой «А» в кружке, его границы обведены ломаной линией чёрного цвета. Буква «А» нарисована на двухэтажном здании школы ул. Центральная, 26. В котором были эвакогоспитали: с августа 1943 г. №5916, а с сентября 1943 г. №5918. Старое здание школы было снесено в 2011 году, на его месте в 2012 г. выстроено новое здание школы №101. Описание объекта дано на полях ниже снимка: «SU 40 281 Verschiebebannhof» – (сортировочная станция).
Цифрами на снимке станции Дёма обозначено:
1) ansch. Stellwerk etwa 450 qm (вагоноремонтные цеха около 450 м2) – 1 объект;
2) Reparaturwerkstatten zus. etwa 6300 qm (диспетчерская депо около 6300 м2) – 1 объект;
3) Lagergebaude 9 250 qm (ангары и склады) – 4 объекта;
4) Nebengebaude 2 950 qm (будки осмотрщиков) – 8 объектов;
5) Kohlenlagerplatz (площадка складирования угля) на том месте действительно была угольная выгрузка – 2 объекта;
6) Wasserturm etwa Ǿ9 m (водонапорная башня, диаметр около 9 метров) – один объект;
7) Lagerplatze (товарные площадки) – 2 объекта.
Bebaute Flacne etwa (общая площадь около) 18 950 qm.
На юго-западном конце станции сделана надпись «von Moskau» (от Москвы). На Северо-восточном конце станции сделана надпись «nach Ufa» (на Уфу). С Севера от объекта на снимке нарисована стрелка с надписью «nach Ufa etwa 8 km Luftlinie» (до центра Уфы 8 км по прямой).
На снимке отмечена длина станции вдоль трассы параллельно азимуту на Север, размер указан в «1″» – дюйм. Это следы американских экспертов анализировавших снимок.
Слева (северо-западнее) от станции видно много небольших домов – это посёлок железнодорожников Дёма. Его возникновение вне города Уфы объясняется отсутствием в Уфе удобного места для крупной товарной станции. Ближе всего к дороге в северной части идёт ул. Локомотивная. На запад от путей перпендикулярно уходит отдельно стоящая ул. Дагестанская. Между ней на запад и ул. Юматовской большое поле, ныне застроенное домами. Посреди этого поля стоит одно здание на месте которого сейчас лицей №123 (Мусорского, 2а). Далее на запад параллельно ул. Юматовской и перпендикулярно путям видны домики улиц Ухтомского (Лесной переулок до 1956 г. ), Муссы Джалиля, . В квадрате улиц Джалиля, Островского, Ухтомского, Правды видны деревья. Сейчас это парк культуры и отдыха Дёмского района.
На ул. Ухтомского, 2 с декабря 1941 года был эвакогоспиталь №2597.
На углу улиц Левитана и Кинельской видно крупное здание – это школа №113 (Левитана, 24).
На снимке с востока от путей хорошо видно вытянутое как канал озеро Кустаревское, но оно не подписано. На запад от озера видна идущая параллельно ему улица, сейчас она называется Демьяна Бедного. Перпендикулярно ей, упираясь на западе в ж/д пути, а на востоке в озеро, видна идущая вдоль леса ул. Глазовская.
На выезде со станции в сторону Уфы виден поезд примерно в 48 вагонов.
Из имеющихся снимков этот имеет максимальный номер (065), значит он был сделан последним перед отлётом на запад. Снимок г. Алатырь имеет №090, маловероятно что самолёт пошёл на ещё один заход на Уфу. Скорее всего он полетел в обратную сторону, но по дороге сделал около 25 снимков. Одним из них мог быть снимок военного городка в Алкино.
Житель Дёмы Павел Кочетков выражает сомнение в датировке снимка. Он ссылается на следующий факт: «Годы съёмки именно Дёмы, примерно 1939-1940 г.г., так как водонапорная башня одна и не возле вокзала, а возле депо. В 1941 появилась еще одна, за вагоноремонтными цехами, возле западного, для заправки баков на паровозах, в декабре 1941 году на узловой станции Дёма, была проложена железнодорожная ветка, ведущая на лесопилку, которая была построена в августе 1940 года. Так вот, этих ж/д путей и самой лесопилки на снимках нет. Смею сделать умозаключение, что аэрофотосъёмка была сделана в период с 1933 и где-то по 1939-1940, т.е. в еще довоенное время. Лесопилки, правда, давно уже нет, а вот ветка до 2001 года просуществовала. Её назначением, в военное время, было (без перегрузок/разгрузок/погрузок) напрямую отправлять эшелоны с древесиной. Та железнодорожная ветка, которая вела на лесопилку, она проходила через лесной массив… Вырубки для прокладки путей нет». До распада СССР на ветке, ведущей к лесопилке (сейчас на месте лесопилки дачно-садовые участки), отстаивались тепловозы, требующие ремонта или нуждающиеся в утилизации.
С помощью того же ветерана Пётр Михайлович Рагозин было установлено, что лесопилка была построена в августе 1940 г., а железнодорожную ветку к ней протянули уже когда война шла, но не позднее декабря 1941. датировал довоенным временем, потому как все запасные пути во время войны были пустыми, а на снимках там составы не просто стоят, но и даже сортируются на западном парке (это видно). В войну эшелоны как сформировали, так и тянули до пункта назначения, лишь паровозы меняли…
—————————————-
Отрывок из книги «Тень свастики над Уфой», посвящённой анализу аэрофотоснимков Уфы, размещённых на этом сайте
Евгений и Анна Вайн

Предыдущие записи

Обсуждение

Оставить комментарий




XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>